История рязанского толкиенизма…

 

    Здесь не будут упоминаться имена личностей, наносивших существенный урон развитию толкиенизма, как интеллектуальному РПГ движению, но отдельные печальные факты и события без сомнения будут освещены.

 

         У каждого своя история погружения в миры фэнтези, поэтому я не буду расписывать здесь, как я с кем познакомился, когда что прочитал, и как все начиналось для меня лично.

    У начала истории рязанского толкиенизма, как массового движения, есть своя дата, а именно суббота 12 декабря 1998 года. Именно в этот день состоялась первая встреча толкиенистов Рязани. Так как эта встреча является наиболее знаменательной, то считаю своим долгом заострить на ней особое внимание. Сбор был назначен на 14:00  за Радиоакадемией в клетке (бывший радиорынок). Сначала пришло человек семь. Мы познакомились и продолжали ожидать Бульдозера и Спауна, так сказать,  главных действующих лиц, уже принимавших участие в полевых РПГ, правда,  в других городах (где ранее проживали, до переезда в Рязань). Они должны были рассказать нам, что и как делать, чтобы провести подобные игры в нашем городе. Народ прибывал, и мы уже начали беспокоиться, что продвинутые люди не придут, и нас не продвинут. По соседству собиралась еще какая-то компания. Так продолжалось довольно долгое время, сопровождаемое бурной речью отдельных  личностей  о творении Толкиена и анекдотами на ту же тему. Потом кто-то о чем-то начал догадываться и тыкать пальцем в парней за клеткой. Отрядили гонцов. Они привели к нам Бульдозера с товарищами. Оказалось, что они давно там стоят и тоже смутно догадываются. Позже подошел Спаун. И началось продвижение. Спаун оказался отличным оратором и, как показалось, отличным организатором (он то и должен был, мастерить игру, но вышло все несколько иначе). Было много рассказов об играх и приколах, которые нередко случались на таких мероприятиях, было поведано, как что шить и строгать. Все это сопровождалось распитием 15 бутылок пива человек так на 20 (как мне тогда удалось подсчитать 15 парней и 5 девчонок), потому как удалось наскрести только 45 рублей. Гонцы отправились в местный трактир и хотели было улизнуть с пивом (конечно в шутку), но крики и угрозы вернули их на место.

     Веселье продолжалось и, казалось, теперь  и в Рязани будет общество почитателей фэнтези, а не разрозненные компании, мечтающие о полевых играх. До этого, конечно, кто-то ходил в исторические клубы, дрался на д.мечах по вечерам в ЦПКиО, попивал пивко, размышляя над миром Толкиена и прочее и так далее, но общества толкиенистов, как такового, не было.

     Ход такой скучной и не к чему не приводящей рязанской истории почитателей Толкиена прервался созданием клуба ролевиков (довольно абстрактное понятие, учитывая отсутствие регистрации и устава, но в этом было больше плюсов, чем минусов, так как все действо не перерастало в банальную тусню) и как написал потом в газете Вечерняя Рязань орк Бульдозер: «Если это все и закончится, то очень не скоро». Его прогноз оказался пророческим и вместе с тем ошибочным. Все закончилось, не успев и начаться, с другой стороны  все продолжается, но вовсе не то, что началось. Можно сказать, что этот день являлся наиболее ярким собранием толкиенистов, не обремененных еще личными знакомствами, дружбой, обидами, любовью и злобой в данной среде, были лишь общие цели и идеи. Разговоры велись исключительно на Толкиеновскую и РПГ’шные темы.

      В конце данного собрания было решено организовать еще одно в следующую субботу, по согласованию места и времени проведения первой игры, а за свободную неделю оповестить всех знакомых увлекающихся фэнтези и имеющих желание участвовать в полевых РПГ. На втором собрании народу заметно прибыло. Было решено играть в парке. Один товарищ пришел с готовым мечом и хотел поманьячиться, но был страшно разочарован отсутствием мечей у остальных. Недолго посовещавшись и договорившись, что те, кто не сможет прийти на предстоящие игры ввиду начавшейся сессии, придут в установленный день и время на сбор, либо почитают Вечернюю Рязань, в которой Бульдозер будет обозревать каждую неделю работу клуба, благо место нам  дали, хотя и немного. На следующий день была игра. Конечно прикидов, вменяемого оружия, правил и т.п. практически не было, но был отыгрыш.

     Следующая игра в принципе не отличалась от предыдущей, качественный отыгрыш на фоне визуальной убогости, но это не помешало многим присутствующим называть эти игры элитными. Тогда уже стало понятно, кто будет Мастером, им не стал Спаун, им стал Финрод. Только у этого человека хватало желания и терпения. Вместе с тем стало видно, кто пришел играть, а кто осуществлять свои потребности власти. Обычно это были те люди, которые в реальной жизни из себя ничего не представляли, и им хотелось хоть в вымышленном мире быть королями. Как и было сказано выше, я не буду упоминать имена таких людей ни игровые, ни пожизненные.  Третья игра проходила при значительном количестве народа, корявые палки стали приобретать форму мечей, у некоторых появились задатки прикидов, но  страдала система магии (на протяжении очень долгого времени). Вместе с тем качество отыгрыша понизилось, начались проблемы. Скандалили товарищи, сначала рассказавшие всем, что они хорошо владеют мечом, а потом по пол игры отсиживающиеся в Мандосе, но это не помешало игре более или менее нормально пройти. Игры потекли не запоминающейся массой, хотя отдельные моменты были особо хороши. Небольшой компания после игр стала собираться в местном трактире, пить пиво и думать, что делать дальше, потому как вместо развития получалась деградация.

     Начали разрабатывать правила. Сначала они были очень «сырыми» и постоянно редактировались. Об изменениях  сообщалось играющим. Но частые поправки сыграли плохую службу, народ начинал забивать на правила и играть по своим (то есть, как кому удобно). Это, конечно, говорило как о качестве правил, так и о качестве игроков. Надо было что-то делать, чтобы не тратить время на обсуждения на самой игре. Так был назначен дополнительный день сборов. Кроме разбора самих правил было предложено поучиться владению мечом. Идея, конечно, была неплохая, но люди все больше общались по жизни, и на игре было тяжело сосредоточиться. Так на полигоне появились левые разговоры, что не придавало атмосферности.

     Конечно, многие со временем продвинулись и перестали вести себя как идиоты, но многим это не удалось. На полигоне стали появляться не менее левые люди, то есть, народ не играл, а, например, расхаживал взад и вперед и попрекал окружающих (ролевиков) в том, что они не умеют владеть мечом и как бы незачем вообще играть без определенных навыков, когда таким товарищам объяснялось, что мы вообще-то здесь по другому поводу, они продолжали  втирать свои идеи, хотя их и не просили.

     Для развития клуба требовалось, как мы тогда думали, больше народа (ох, какая это была ошибка). Привлекать людей хотели через газету «Вечерняя Рязань» (были даже идеи распространять визитки на центральном рынке, договорившись с продавцами фэнтези-литературы). Тогда начали думать о разработке собственного сайта.

     Но постепенно все заглохло из-за лени и непонимания. Да, было что-то реально сделано, (наверно некоторые запомнили поход в посадку в доспехах от Ллойды) были нащелканы позерские фотки в реальных доспехах и не менее позерские с полигона, были написаны правила и общие положения, но даже на минимальные расходы по 10 рублей с человека собрать было тяжело. Нужна была атрибутика, вещи для квестов, артефакты, еда и пиво для трактира. Конечно, мало кто скидывался, и все это не прошло.

     В ходе игр стали определяться люди с претензиями. Такой народ не хотел находиться, как они думали, в подчинении у Главного Мастера, им тоже хотелось править. Приходилось идти на уступки, дабы сдерживать конфликты и не рушить и так никуда не годившиеся игрушки. Кто-то был назначен Мастером по Оружию, кто-то Мастером по Магии (наверно, хорошо ощущать себя Мастером хоть где-то) и т.д. Все стало напоминать нерушимый союз, хорошо до замов дело не дошло (хотя что-то такое проходило).

     Иногда игроков все же пробирал психоз, и в ход шли кулаки, непристойное поведение и банальный выпендреж. В некоторых случаях все спасал Спаун, он объединял народ и сорвавшуюся игру (а нередко доходило до распада клуба)  направлял в русло обычной маньячки (из-за нее многие и приходили на полигон), люди успокаивались и забывали о недавних буйствах.

    Параллельно с такими неурядицами и неразберихами пополнялось количество игроков.  Народ прибывал, и многие игры набирали свыше 30 человек. Нам стало тесно в парке, тем более, цивилизованные (с их точки зрения)  граждане стали проявлять немалый интерес и иногда приходили посмотреть (был неприятный момент, когда я услышал разговор двух подруг в троллейбусе о том, как взрослые идиоты с деревянными палками носятся по центральному парку). Один раз даже приезжало телевидение. Конечно, что они могли отснять - толпу  убогих робингудов. Соседство игры и толп цивилов не могло способствовать атмосфере, и тогда появились предложения сменить полигон.

    Это далось нелегко, потому как основная масса не хотела никуда уходить (кто-то жил рядом, кто-то хотел произвести впечатление на отдыхающих селян и так далее), хотя сделать это было просто необходимо. Весной 99 мы все же покинули парк и переместились в лесопарк рядом с Окой (но по четвергам собирались в городском парке). К нам присоединилось еще много народа, особенно разрослась компания гномов, прежде состоявшая всего из трех человек. Здесь проходили многие интересные игры, по некоторым можно было даже вести хроники.

    Но весна вступила в свои права, начал таять снег и вскрылась Ока. Играть стало невозможно из-за затопленного полигона. Нас выручили Строри, Торин и Леший, они устроили экскурсию в Хамбушево. Полигон нам очень понравился (овраги и неплохой лес). Конечно, для 25-30 человек постоянно присутствующих на играх такая территория была слишком велика, но если играть хорошо (а это было редкостью) то в принципе место было идеальным. Мало кто сомневался, что мы уйдем куда-нибудь еще. Гномы стали отстраивать крепость, эльфы тоже что-то нагородили, появились лагеря наемников и бандитов. Тогда даже верилось, что клуб начал развиваться, а не топтаться на месте.

     Но то ли игры были слишком частыми, то ли весна так подействовала, а не обошлось и без идиотизма. Братство гномов начало устраивать беспредел. Одно изнасилование мертвых эльфов чего стоило, поэтому изнасилования (большой глюк и позор, опять же был введен по настоятельной просьбе некоторых товарищей) решили запретить. Игры удавались редко, все больше напоминали веселую тусню либо жжение костра и игнорирование самой игры. Народ опять собирался толпами, едва игра начиналась, и радостно маньячились, практика ограниченного кол-ва игроков в отряде, заложенная еще в ЦПКиО не работала, а чувство стадности редко кому удавалось побороть. Так и получалось, что если кто-то и мог ходить сам по себе и уйти, допустим, на другой конец полигона за травой для зелья, придя назад мог увидеть уже не игру, а простую маньячку стенка на стенку, после которой, по традиции, игра и заканчивалась.

     Неплохие игры были в конце весны, и даже соседство с немногочисленными отдыхающими не портило атмосферы и что самое интересное, иногда от «цивилов» (следует понимать это слово как, например, кличку «Великан» данную человеку небольшого роста) можно было услышать более адекватную речь, нежели от самих играющих. Чего хотя бы стоил рассказ рыбака, приехавшего с семьей на отдых, о найденных в тех местах старинных мечах. Прямо хоть с «цивилами» играй. Тогда чувствовался размах действа и некоторая застойность в улучшении отыгрыша и правил. Но, так или иначе, хотелось чего-то более глобального и интересного, способного повысить уровень игр.

     Так в начале мая была проведена регионалка в Солотче, ролевики, которые были приглашены из других городов, не приехали. Игра получилась  посредственной, но, думаю, никто не забудет ночных переходов и тех непередаваемых ощущений игры в темноте. Кто-то нажрался, как свинья, кто-то жался к костру с бадьей гречневой каши, кто-то все же играл, но поздней ночью прихватил такой мороз, что стало не до игр. Мы просто переждали ночь, кто как мог.

    Потом опять игры по воскресеньям, и все бы ничего, да произошел один нехороший случай. Была обычная игра, и все шло нормально, только черт дернул (или гормоны) одного «эльфа с гитарой», который горлопанил песни а-ля русрок, объяснять проходящим мимо «девушкам-цивилам», что здесь их  могут схватить страшные орки и т.д. Конечно, может этот выпендреж и произвел впечатление на окружение данного индивида, но всем это стоило потерянного полигона. Девушки не замедлили сообщить о приставаниях каких-то придурков своим гопничкам-друзьям, а они в свою очередь отловили нескольких играющих и популярно разъяснили им, чтобы все убрались с их территории, а иначе они грозились собрать народ и наподдать неразумным. По большому счету досталось за дело и гопы повели себя на редкость неагрессивно. Самым разумным  было  отдать менестреля гопам, чтобы они его помутузили и выгнать его из клуба с позором, но это, конечно, фантазии. 

     Мания позерства и подросткового маразма наблюдается у многих толкиенистов, взять хотя бы поездки в транспорте в прикидах с не зачехленным игровым оружием, а ведь в самом начале  предостерегали народ от этого, дабы не привлекать к себе излишнего внимания окружающих и правоохранительных органов.

    Потеряв полигон в Хамбушево, мы  опять перешли в Лесопарк. Игры проходили плохо, и тогда было предложено писать к каждой игре сценарий, дабы привнести в нее смысл, коли уж народ не может играть без определенных установок. Но написать хороший сценарий оказалось не просто, так как кроме сюжета потребовалось раздавать роли, учитывая квенты игроков, а многие игроки могли не прийти на игру. Все получилось не сразу, а тем временем народ продолжал собираться по воскресеньям неизвестно для чего (официально - играть), а после ролевых «игр» была не менее ролевая  карточная игра в «Мафию». На ХИ-99 мы тоже не поехали, хотя зимой рьяно собирались.

     Летом, конечно, народ сдал. Начались несанкционированные тусовки и срывы игр. Последней каплей стал срыв отличнейшей игры с разработанным сюжетом. В самый разгар действа сообщили, что пол полигона (определенная сложившаяся тусня из мальчиков и девочек) свалило купаться. Это был страшный удар по всему труду и клубу, как таковому. Те, кто не ушел, небольшой компанией собрались у костра. Было ясно, что это раскол клуба, его больше не существовало.

    Погоревав с пол недельки, было решено собирать элитки – игры только по приглашениям на новом месте, о котором не знала вся толпа. Были отобраны лучшие кандидатуры. Из примерно двадцати приглашенных собиралось на игры человек по семь. Но качество отыгрыша было стопроцентным. Мини-игры получались действительно элитными. Не было споров, разговоров по цивилке и в принципе не нужны были и правила, народ действительно играл. Были  и деньги и трактир с настоящим пивом. Играли на территории, облюбованной клубом «Ллойда», которую показал Финрод. Тогда там еще не было всем известной избушки, был лишь плетеный столик и скамейки. Место было неплохое, был ручей, пруд  и овраг с посадкой. Рассказывать  остальным про это место было строго запрещено. В середине лета все разъехались и до осени решили отдохнуть.

    Потом узнали, что один наш товарищ все же проболтался своим дружкам про ллойдовский полигон и там теперь большие толпы народа «играют».  Игру мастерил Харразз. Но ни о какой РПГ уже не было речи. Там проводилось действо в стиле компьютерной игры «Варкрафт». Были другие правила. Приведу некоторые из особенностей: теперь каждому юниту (по другому не скажешь) нужно было питаться, для чего они должны были мастерить  деревянных чурок и ставить на свои поля, если же этого не делалось, то персонаж умирал через определенное время, т.е. ему надо было получить чипы еды, чтобы жить дальше, на мечи и доспехи нужно было клеить чипы с надписью «железо», только в таком случае все это считалось действительным.

     Неплохим достоянием того времени стали хорошие прикиды у большинства игравших, отстроенный эльфятник (хотя это было более похоже на выгребную яму), Шир (надо сказать удался), лагерь разбойников и отменный бордель (хотя можно обойтись и без него, игра в данном случае ничего не теряет). Мы стали частенько приезжать на полигон и смотреть, что же будет дальше. Играть в Варкрафт не особенно хотелось, и отыгрывали в основном крестьян либо вольных странников.

    Вскоре Харразз перестал за всеми следить и из пустой беготни «игра» перешла в пустой полигон. Финрод опять взялся мастерить. Мы опять играли в свою РПГ, но параллельно носились товарищи, играя, по всей видимости, во что-то свое. Такой спектакль длился тоже не особенно долго.  Люди из параллельного мира успокоились и перестали быть для нас крестьянами (было решено воспринимать их именно так). Играли только со сценариями и надо сказать неплохо. Был у нас и трактир и Мандос с Повелителем Мертвых, так что в трактире можно было выпить  пива, а иногда и что-нибудь съесть, были деньги, а в Мандосе теперь не наблюдалось разгульной тусни, Повелитель всегда находил дело умершим...

    Правила отшлифовались и, наконец, была придумана вменяемая система магии. Хороших игр было больше, чем плохих, редко кто приходил совсем без прикидов, таким товарищам долго втиралось понимание обязательности прикидов, и в итоге они появились. Не обошлось и без мистики.  Для примера приведу одну игру, когда темные, отвоевав у светлых три могущественных артефакта, произвели ритуал, после которого все светлые должны обратиться в живых мертвецов и рабов темных, (логическое завершение игры было именно в нахождении всех трех древних артефактов и, в зависимости от того, чья сторона собирала эти предметы, за теми и была победа)  началась страшная метель, всем, конечно, понравилось (это надо было видеть).

    Игры стали более интересными, квесты становились разноплановыми и даже генерились по ходу игры, что весьма улучшало атмосферу. Заговоры, ссоры внутри отрядов и их распады (что весьма редко на играх ввиду того, что отряды собираются в основном из пожизненных друзей) интриги, охота на магов, судебные разбирательства, поиски кладов, почти театральные действа, никем не запланированные. Можно сказать, что вот все, наконец, получилось.

     Но счастье длилось недолго из-за появления случайных людей, да и просто кто-то опять не хотел играть по чьим- то правилам (хотелось быть самыми главными, до игры им не было никакого дела - убожества), как будто их кто-то заставлял приходить на полигон и отыгрывать, им было больше интересно изгадить чей-то труд распитием водки и размахиванием игровым оружием, которым можно покалечить. Кто-то пригласил на полигон дебильноватых зевак (по-другому об этих людях не скажешь ввиду их идиотского поведения), которые уверяли нас, что они из 21ого века (хотя на дворе был двадцатый), а мы живем где-то в другом несуществующем мире. Но гости из будущего - это было еще полбеды.

    Народу прибавлялось, но все больше было лет по 13-14. Малышня начала устраивать в избушке свои подростковые игры, детский сад набирал обороты... В общем, атмосфера рушилась от игры к игре. С этим уже ничего нельзя было сделать (не пинками же их гнать было). Спермотоксикозная тусня осталась наедине с собой. Все вменяемые игроки покинули данный маразм, но опять взыграли у кого-то амбиции и снова начались «игры».

     С трудом выбравшись на одну из таких, были снова увидены загоны и личные неуемные фантазии. Как быть с наклеенными на ноги распечатками с изображением ниндзей? Это же конечная стадия маразма.  С этого момента ролевых игр на местности для меня более не было, а тусовки а-ля «У меня девчонки нет, у меня мальчишки нет, я по средам хожу к толкинистам» никак к играм не относятся и к развитию данного движения не ведут. То, что начиналось 12 декабря 1998 года, умерло и больше, кто бы что ни думал, уже не оживет, если что-то и будет, то уже совсем другое. Невразумительная, но местами прекрасная сказка закончилась, но, как известно «герои не умирают, они возвращаются в продолжениях».

                                                                                          And the story ends…

                                                                                                                           Кулган.

 

Используются технологии uCoz